Понедельник, 20.05.2024, 12:51
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Проекты учителя и учащихся » Проекты учителя

Создание и реализация внеурочных проектов по физике
Создание и реализация внеурочных проектов по физике

Создание и реализация внеурочных проектов
по физике
Физика – предмет достаточно сложный и от учителя требуется немалое мастерство, чтобы овладение физическими знаниями школьниками было успешным. Существует несомненная связь между успеваемостью по физике и интересом к ней, и интерес этот предполагает самостоятельный поиск информации и конструирование на её основе новых знаний и умений.
Среди методов и приёмов, которые формируют у учащихся навыки сбора необходимой информации и самостоятельной работы с ней, умения ставить перед собой учебные цели и задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения и которые при этом способствуют повышению интереса к физике, наиболее перспективным в последние годы является метод проектно-исследовательской деятельности учащихся. Выполнение проекта, то есть долговременных трудоёмких творческих заданий, требует от учащихся самостоятельной и глубокой проработки материала, творческого решения выбранной проблемы. А использование информационных технологий создает наиболее благоприятные условия для организации такой деятельности.
К проектной деятельности привлекаю учеников, начиная с 7-го класса. Но жёсткие рамки школьного урока, изучаемой темы, не позволяют, на мой взгляд, в полном объёме использовать творческий потенциал учащихся. Поэтому кроме учебных проектов, реализуемых при изучении различных тем на уроках физики, второй год провожу работу по созданию внеурочных проектов. Так, в прошлом году мною был создан и реализован проект «Физика вокруг нас», в этом учебном году – проект «Открытия и изобретения, которые изменили мир».
По каждому проекту готовится УМП, включающий дидактический материал для учащихся и презентацию проекта. Работа над проектом начинается в конце первой четверти. В кабинете вывешивается положение о Фестивале учебных проектов и творческих работ, определяющее цели и задачи, решение которых будет осуществляться в рамках предлагаемой темы проекта, общие методические рекомендации: «Как построить работу над проектом», «Структура презентации», «О защите проекта», проводятся беседы с учащимися, предлагаются темы самостоятельных исследований.
После того, как желающие принять участие в проекте, определяются с выбором темы, начинаются индивидуальные консультации, в ходе которых определяются конкретные цели, задачи, составляется план работы, обговариваются способы получения информации, даются различные рекомендации по выполнению самостоятельных исследований в рамках выбранной темы. В работе над внеурочным проектом участвуют школьники разных способностей и разного возраста. Кто-то впервые пробует свои силы в проектной деятельности, для кого-то это уже не первый опыт, поэтому первых приходится обучать, проводя консультации одновременно для нескольких групп учащихся, а со вторыми нужна индивидуальная работа. На втором этапе учащиеся выбирают определённый способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, проведе­ние экспериментов, работа со СМИ, литературой. И здесь задача учителя - обес­печить, по мере необходимости, консультации по методике проведения каждого вида работы. Обычно информацию ребята черпают, пользуясь Интернетом. После сбора информации начинается её обработка, и прежде всего, ее понимание, сравнение, отбор наиболее зна­чимой для выполнения поставленной задачи. Учащиеся должны проявить умения интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для школьников, здесь особенно важна помощь учителя.
Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования результат должен быть представлен в виде завершенной работы и презентации полученных результатов, поэтому итогом такой совместной работы учителя и учащихся является проводимый в середине апреля Фестиваль учебных проектов и творческих работ. Так в прошлом учебном году на Фестивале «Физика вокруг нас» прошла защита восьми исследовательских работ (всего 15 участников). Учащимися с 7 по 11 класс были представлены проекты «Физика на кухне», «Физика и кино», «Физика и кошка», «Человек в мире звуков», «Человек в мире излучений», «Физика человека», «Как вырастить кристалл», «Физика мыльного пузыря».
На Фестивале «Открытия и изобретения, которые изменили мир» были представлены работы: «Открытие закона Кулона», «Чудеса в решете и не только…», «Жидкие кристаллы», «Изобретение колеса», «Изобретение лампы накаливания», «Воздушный транспорт», «Создание гальванического элемента» и др. (13 проектов, 16 участников).
Второй Фестиваль расширил свои границы, в нём приняли участие ученики восьми школ города и района. В ходе реализации своих проектов учащиеся создавали видеоролики с записью проведённых опытов, буклеты и бюллетени, делали фотографии наблюдаемых явлений и процессов, создали собственный мультфильм, выращивали в разных условиях кристаллы, учились создавать презентации.
Оба Фестиваля прошли на достаточно хорошем уровне, вызвали большой интерес, продемонстрировали высокий творческий потенциал учащихся, ещё раз доказали, что когда предмет изучения интересен детям, они добиваются хороших результатов.

Категория: Проекты учителя | Добавил: Наталья (22.11.2011)
Просмотров: 946 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: